Лучшие и худшие фильмы года

Лучшие и худшие фильмы года
Журнал Time первым в этом году предложил публике свой традиционный итоговый рейтинг лучших фильмов года — сейчас такие списки, составленные разными изданиями мира, посыплются как из рога изобилия.

Сразу оговорим: это каждый раз всего лишь субъективный выбор кинообозревателя данного издания, он не имеет отношения к серьезной экспертизе, которая всегда дело коллективное и значительно более ответственное. Обозреватель имеет свой лимит просмотров, обусловленный чисто физической возможностью человека поглотить определенное число фильмов. Поэтому списки, как правило, не слишком представительны — что особенно заметно по отбору иностранных, в данном случае не американских фильмов. Обиженным за Россию сразу скажу: обозреватель журнала вряд ли смотрел в своей жизни хоть один фильм из столь экзотической страны.

Так и стоит относиться к этим спискам: принимать как информацию к размышлению, но не воспринимать как истину в последней или даже предпоследней инстанции.

Итак, по версии обозревателя Time, лучший фильм года — бурлескная, брызжущая фантазией комедия Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“. Можно предложить и парочку других „лучших“, но допустим: фильм действительно хорош.

На втором месте — фильм Ричарда Линклейтера »Отрочество", единственный в своем роде опыт съемок персонажей игрового сюжета на протяжении одиннадцати лет: герои растут и меняются вместе со своим временем, сюжет картины вырастает, как дерево, словно бы сам собой. Картина во многом новаторская и несомненно уникальная.

А вот уже на третьем месте, совершенно неожиданно, оказался подростковый мультик «Лего. Фильм» даровитых режиссеров Фила Лорда и Кристофера Миллера, где пластмассовые штучки восстают против диктатора, вознамерившегося склеить свою империю. Сравнивать три эти фильма в одном ряду — что сравнивать селедку с экскаватором: в них нет ничего общего, кроме технического способа проекции картинки на экран.

На четвертом месте, по версии Time, — боевик Люка Бессона «Люси», где Скарлетт Йоханссон играет наркокурьершу поневоле, которая в результате неосторожных ударов в живот приобретает волшебные свойства, — еще одно развлечение для подростков, причем не самого высокого пошиба. Комплимент, отвешенный картине авторитетным журналом, тоже подобен неловкому и, в общем, случайному тычку в живот мирового кинематографа.

Это особенно пикантно, если заметить, что на пятое место поставлен экспериментальный и абсолютно артхаусный, если не сказать эстетский фильм Жан-Люка Годара «Прощай, речь», для которого оказаться в одном ряду с пепсикольным кино почти оскорбительно.

Вторую пятерку лидеров, по версии обозревателя Time, открывает «Дюна» Ходоровского — «фильм о фильме», по содержанию сенсационный, у нас не выходивший. Это рассказ о том, как создавался так и не созданный суперэпос Алехандро Ходоровского «Дюна» по роману Фрэнка Херберта, начатый еще до «Звездных войн» и задуманный, по словам автора, как «нечто священное и свободное, открывающее сознание». Документальная картина была показана на Каннском фестивале 2013 года и сразила не столько мастеровитостью изготовления, сколько предметом повествования — так и не случившейся легендой.

Включение фильма в список Time можно объяснить только повышенной экзальтацией составителя.

Седьмое место отведено триллеру Дэна Гилроя «Стрингер» — крепкому, но заурядному крими из жизни репортеров «горячей хроники». Здесь интересна только постановка вопроса: где грань между свидетелем и соучастником?

На восьмом месте — «Гражданин 4», провокационная документальная лента Лоры Пойтрас о Сноудене, тоже сделавшая ставку на «горячую тему», но примечательная только тем, что была из сонма устремившихся — первой.

Девятое место отведено «Диким историям» Дамиана Сифрона — этот испано-аргентинский фильм на экранах России появится только в январе, я его пока не видел, но мировая пресса не числит его среди лучших достижений года.

Наконец, на десятом месте «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту — драма о выходящем в тираж исполнителе культовой роли человека-птицы Бердмена, который пытается доказать себе и другим, что он актер. Фильм действительно хорош, я бы тоже включил его в список обязательных к просмотру.

Дал обозреватель Time и свой перечень худших киноизделий года:

  1. «Смешанные»
  2. «Миллион способов потерять голову»
  3. «Мужчины, женщины и дети»
  4. «Блондинка в эфире»
  5. «Типа копы»
  6. «Геракл: Начало легенды»
  7. «Любовь сквозь время»
  8. «Реальная белка»
  9. «Превосходство»
  10. «От ненависти до любви»

Здесь комментировать нечего: список можно продолжать, увы, до бесконечности, а различать эту однородную субстанцию по оттенкам и нюансам — дело скучное и бессмысленное.

В целом субъективность выбора журнала потрясает едва ли не больше, чем все перечисленные фильмы вместе взятые. Напомню, что благосклонное внимание его обозревателя так и не привлекла такая знаковая картина, как «Интерстеллар», его не заинтересовал и Вуди Аллен, сделавший один из лучших своих фильмов «Магия лунного света». Но эта субъективность во многом объясняется, думаю, растерянностью: год, как всегда, богат названиями, но небогат сколько-нибудь значительными произведениями киноискусства. В кино нарастает вал бесконечных ремейков и франшиз, выпекаемых как стандартные пирожки. И все меньше спрос на оригинальные идеи и самобытное творчество. По-моему, это признак кризиса в кино: оно теперь на стадии перерождения в какой-то другой вид зрелища, оно уже заметно расщепилось на аттракцион с попкорном и на снотворное для знатоков. Что вылупится из этой куколки — бабочка или комар-кровосос, — пока неизвестно.
rg.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.